Сонни Роллинз (Sonny Rollins) - американский джазовый тенор-саксофонист. Роллинза признают одним из самых важных и влиятельных джазовых музыкантов. Многие из его сочинений, в том числе "St. Thomas", "Oleo", "Doxy" и "Airegin", стали джазовыми стандартами.
Биография
Теодор Уолтер "Сынок" Роллинз (Theodore Walter "Sonny" Rollins) родился 7 сентября 1930 года в Нью-Йорке. Он рос в Гарлеме, недалеко от бального зала Savoy, театра Apollo, недалеко от своего кумира Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins). Ещё в детстве открыв для себя Фэтса Уоллера (Fats Waller) и Луи Армстронга (Louis Armstrong), Сонни начал обучаться игре на альт-саксофоне, вдохновленный Луи Джорданом (Louis Jordan). В возрасте шестнадцати лет, он перешел на тенор-саксофон, пытаясь подражать Хокинсу. Роллинз также попал под чары музыкальной революции, окружавшей его и называвшейся Bebop.
Сонни Роллинз начал следить за карьерой Чарли Паркера (Charlie Parker) и вскоре оказался под крылом Телониуса Монка (Thelonious Monk), который стал его музыкальным наставником и гуру. В окрестностях Sugar Hill, где он жил, также обитали музыкальные сверстники Джеки МакЛинн (Jackie McLean), Кенни Дрю (Kenny Drew) и Арт Тейлор (Art Taylor). Но молодой Сонни стал первым из них, кто выступал и записывался с Бабсом Гонзалесом (Babs Gonzales), Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson), Бадом Пауэллом> (Bud Powell) и Майлзом Дэвисом (Miles Davis), прежде чем Сонни исполнилось двадцать лет.
В начале пятидесятых годов он зарекомендовал себя, по мнению общественности, первым среди музыкантов, как самый дерзкий и творческий молодой тенор-саксофонист на сцене, благодаря своей работе с Майлзом, Монком и Modern Jazz Quartet (MJQ).
Майлз Дэвис был одним из первых фанатов Сонни Роллинза и в своей автобиографии написал, что он "начал тусоваться с Сонни Роллинсом и его тусовкой из Sugar Hill Harlem...Сонни был большим авторитетом среди многих молодых музыкантов в Гарлеме. Люди любили Роллинза в Гарлеме и везде он был легендой, почти богом для многих молодых музыкантов. Некоторые думали, что он играет на саксофоне на уровне Птицы (Bird – «Птица», прозвище Чарли Паркера. - Роман Черненко). Я знаю одно -... что он был близок к этому. Его игра была агрессивной, он инновационной музыкант, который всегда имел свежие музыкальные идеи. Я его любил тогда как музыканта, и он также мог бы подписать свою задницу ..."
Сонни переехал в Чикаго на несколько лет, чтобы уйти негатива, окружающего джазовую сцену, прежде всего от наркотиков. Он вновь появился в конце 1955 года в качестве члена квинтета Клиффорда Брауна - Макса Роуча (Clifford Brown-Max Roach Quintet). Его фирменной штучкой стали едкие, часто в юмористическом стиле мелодические изобретения, начиная от самых сложных баллад до калипсо. Главная логикой в его игре стала модель тематической импровизации.
Именно в это время Сонни Роллинз получил прозвище «Newk». Как Майлз Дэвис объясняет в своей автобиографии: "Sonny только что вернулся с концерта в Чикаго. Он знал Птицу, и Птица очень понравился «Сынку», или «Newk», как мы называли его, потому что он был похож на Дона Ньюкомба (Don Newcombe), питчера команды «Бруклин Доджерс». Однажды, я и Сонни находились в кабине ... когда белый таксист обернулся, посмотрел на Сонни и сказал: ''Черт, ты Дон Ньюкомб!'' Парень был просто положить полностью возбужден. Я был поражен, потому что не думал об этом раньше. Мы подумали, что таксист замышляет что-то ужасное. Ролинз начал говорить о том, какой бросок он собирался сделать Стэну Мьюзиалу, великому нападающему Сент-Луис Кардиналс в тот вечер...".
В 1956-м Сонни Роллинз приступил к записи первой из серии знаковых записей, изданных под собственным именем: Valse Hot. Это была новая практика, в настоящее время общепринятая, играть боп в размере ¾. Сент-Томас инициировал исследования его моделей калипсо и Valse Hot был провозглашен Гюнтером Шуллером как демонстрация новой манеры "тематической импровизации", в которой солист развивает мотивы, извлеченные из темы. Первый альбом Роллинза Way Out West (1957) был записан в составе трио - саксофон, контрабас и барабаны, и предложил решение давней трудности с несовместимыми пианистами, и стал примером его остроумной способности импровизировать на избитом материале (Wagon Wheels, I'm an Old Cowhand). ). It Could Happen to You (также 1957) был первым в длинной серии сольных записей без сопровождения, а The Freedom Suite (Свобода для новобрачных, 1958) предвосхитил политику позиций, принятых в джазе в 1960 году. За годы с 1956 по 1958 Роллинс был широко известен как самый талантливый и инновационный тенор-саксофонист в джазе.
Сонни первым показал пример соло без сопровождения, но все же вечно недовольные саксофонисты ставили под сомнение его музыку, поэтому Роллинз в период между 1959 и поздно 1961-м отошел от общественной деятельности.
Роллинз вспоминал, что он взял отпуск от сцены, потому что "я стал очень известным в то время и я чувствовал, что необходимо освежить в памяти различные аспекты моего ремесла. Я чувствовал, что всего слишком много, слишком всё происходит быстро, так что я сказал, подожди минутку, я собираюсь осмыслить свой путь. Я не собираюсь позволять людям толкать меня туда, где я могу упасть. Я хотел сам управлять собой. Я выступал прямо на мосту Уильямсберг, потому что я жил на Нижнем Ист-Сайде в то время".
Когда Сонни Роллинз вернулся в строй в начале 62-го, а его первая запись была под соответствующим названием The Bridge. К середине 60-х годов, его живые сеты стаи великими, марафон соло, в которых он будет вытаскивать мелодии из своего энциклопедического знания популярных песен, в том числе поразительные segues. Иногда Сонни едва касался одной темы, прежде чем перейти в ослепительные вариации следующей. Роллинс был блистающим, но беспокойным.
В период между 1962 и 66 он имел яркие продуктивные отношения с Джимом Холлом (Jim Hall), Доном Черри (Don Cherry), Полом Блей (Paul Bley) и его кумиром Хокинсом, пока, недовольный музыкальным бизнесом еще раз не ушёл в отпуск в 66-м. «Я погрузился в восточные религии, - вспоминает он. - Я всегда был хозяином своей судьбы. Я всегда делал, старался делать то, что я хотел сделать для себя. Я хотел выступать на мосту. Я хотел изучать религию. А кроме того, бизнес джазовой музыки - это всегда плохо, это никогда не хорошо. Поэтому я оставил выступления на некоторое время. В это время я работал в Японии немного, отправился в Индию после этого, провел много времени в монастыре. Я вернулся в начале 70-х, и сделал свою первую запись в 72-м. Я вернулся в согласии с самим собой, взяв себя в руки».
В 1972 году при содействии и поддержке своей жены Люсиль, которая стала его бизнес-менеджером, Роллинз вернулся к выступлениям и записьям, подписав контракт с Milestone для выпуска следующего альбома. Работая внчале с Оррин Keepnews, Сонни в начале 80-х годов записывал свои сессии на Milestone с Люсиль. Он выпустил два десятка альбомов в различных условиях - от его рабочих групп для All-Star ансамблей (Томми Фланаган (Tommy Flanagan), Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette), Стэнли Кларк (Stanley Clarke), Тони Уильямс (Tony Williams), от сольных концертов в туре с Milestone Jazzstars (Рон Картер (Ron Carter), Маккой Тайнер (McCoy Tyner)), в студии и на концертной эстраде (Монтре, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Бостон). Сонни также снялся в середине 80-х в документальном фильме Роберта Магги Saxophone Colossus (часть его саундтреков известны как G-Man).
Соннни Роллинз выиграл свою первую Грэмми за исполнение This Is What I Do (2000), в вторую за 2004 год Without a Song (The 9/11 Concert), в лучших джазовых инструментальных категории Solo (за "Why Was I Born"). Кроме того, Сонни получил награду Lifetime Achievement от Национальной академии записи искусств и наук в 2004 году.
В июне 2006 года Роллинс был принят в Академии достижений и дал сольное выступление на Международном саммите достижений в Лос-Анджелесе. Мероприятие было организовано Джордж Лукасом и Стивеном Спилбергом с участием мировых лидеров, а также выдающихся деятелей в области искусства и науки.
Сонни Роллинс был награжден австрийским Крестом Чести первого класса за достижения в области науки и искусства в ноябре 2009 года. Эта награда является одной из самых высоких почестей Австрии, её дают ведущим международным деятелям за выдающиеся достижения. Другие американские артисты, получившие эту награду - Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) и Джесси Норманн (Jessye Norman).
В 2010 году в канун своего 80-летия Сонни Роллинз стал одним из 229 лидеров в области науки, социальных наук, гуманитарных наук, искусства, бизнеса и общественных дел, которые были избраны в члены Американской академии искусств и наук. Центр независимых политических исследований Академии является одним из старейших и самых престижных почетных обществ страны и недавно отпраздновал 230-летие со дня основания.
В августе 2010 года Роллинз получил медаль Эдуарда МакДауэлла и стал первым джазовым композитором, удостоенным такой чести. Медаль присуждается ежегодно, начиная с 1960 г. человека, который внес выдающийся вклад в своей области.
Еще одна важная награда была вручена Роллинзу 2 марта 2011 года, когда он получил Медаль искусств (Medal of Arts) от президента США Барака Обамы на церемонии в Белом доме. Rollins принял награду, высшую награду страны для артистов, "от имени богов нашей музыки".
С 2006 года Сонни Роллинз выпускал свою музыку на своем собственном лейбле, Doxy Records (с дистрибюцией Decca Label Group). Первый альбом Sonny, Please вышел после This Is What I Do. За этим последовал известный Road Shows, вып. 1 (2008), первой в запланированной серии записей из аудио архивов Роллинза.
Г-н Роллинз выпустил Road Shows, vol. 2 осенью 2011 года. В дополнение к материалам, записанным в Саппоро и Токио, Япония в октябре 2010 тур, запись содержит несколько треков с сентябрьского концерта Сонни в Нью-Йорке в 2010-м на его 80-летие, в том числе исторические встречи с Орнеттом Коулманом.
Sonny Rollins - Tenor Madness
Sonny Rollins - Oleo
Дискография
As leader
Date Album Label
1953 Sonny Rollins with the Modern Jazz Quartet Prestige
1954 Moving Out Prestige
1955 Work Time Prestige
1956 Sonny Rollins Plus 4 Prestige
1956 Tenor Madness Prestige
1956 Saxophone Colossus Prestige
1956 Rollins Plays for Bird Prestige
1956 Tour de Force Prestige
1956 Sonny Boy Prestige
1957 Sonny Rollins, Vol. 1 Blue Note
1957 Way Out West Contemporary
1957 Sonny Rollins, Vol. 2 Blue Note
1957 The Sound of Sonny Riverside
1957 Newk's Time Blue Note
1957 A Night at the Village Vanguard Blue Note
1957 Sonny Rollins Plays / Thad Jones Plays Period
1958 Freedom Suite Riverside
1958 Brass / Trio Verve
1958 Sonny Rollins and the Big Brass MetroJazz
1958 Sonny Rollins and the Contemporary Leaders Contemporary
1959 At Music Inn (split LP with Teddy Edwards) MetroJazz
1959 Oleo Old Style
1962 The Bridge RCA Victor
1962 What's New? RCA Victor
1962 Our Man in Jazz RCA Victor
1963 Sonny Meets Hawk! RCA Victor
1964 Now's the Time RCA Victor
1964 The Standard Sonny Rollins RCA Victor
1965 There Will Never Be Another You Impulse!
1965 Sonny Rollins on Impulse! Impulse!
1966 Alfie Impulse!
1966 East Broadway Run Down Impulse!
1972 Next Album Milestone
1973 Horn Culture Milestone
1973 Sonny Rollins in Japan Victor (Japan)
1974 The Cutting Edge Milestone
1975 Nucleus Milestone
1976 The Way I Feel Milestone
1977 Easy Living Milestone
1978 Don't Stop the Carnival Milestone
1979 Don't Ask Milestone
1980 Love at First Sight Milestone
1981 No Problem Milestone
1982 Reel Life Milestone
1984 Sunny Days, Starry Nights Milestone
1985 The Solo Album Milestone
1986 G-Man Milestone
1987 Dancing in the Dark Milestone
1989 Falling in Love with Jazz Milestone
1991 Here's to the People Milestone
1993 Old Flames Milestone
1996 Sonny Rollins + 3 Milestone
1998 Global Warming Milestone
2000 This Is What I Do Milestone
2001 Without a Song: The 9/11 Concert Milestone
2006 Sonny, Please Emarcy
2008 Road Shows, Vol. 1 Emarcy
2011 Road Shows, Vol. 2 Emarcy
As sideman
With Babs Gonzales
Weird Lullaby (1949)
With J. J. Johnson
Mad Be-Bop (1949)
J. J. Johnson's Jazz Quintets (1949)
Trombone By Three (1949)
With Fats Navarro
The Fabulous Fats Navarro (1949)
With Bud Powell
The Amazing Bud Powell (1949)
With Miles Davis
Miles Davis and Horns (1951)
Dig (1951)
Collectors' Items (1953)
Bags' Groove (1954)
With Thelonious Monk
Monk (1954)
Thelonious Monk and Sonny Rollins (1953)
Brilliant Corners (1957)
With Art Farmer
Early Art (1954)
With the Clifford Brown-Max Roach Quintet
At Basin Street (1956)
With Max Roach
Max Roach Plus Four (1956)
Jazz in 3/4 Time (1956)
With Ernie Henry
Last Chorus (1956)
With Kenny Dorham
Jazz Contrasts (1957)
With Dizzy Gillespie
Duets (Verve, 1957)
Sonny Side Up (Verve, 1957) - with Sonny Stitt
With Abbey Lincoln
That's Him (1957)
With Modern Jazz Quartet
The Modern Jazz Quartet at Music Inn Volume 2 (Atlantic, 1958)
With McCoy Tyner, Ron Carter, and Al Foster
Milestone Jazzstars in Concert (1978)
With The Rolling Stones
Tattoo You (1980).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.