Кенни Кларк (Kenny Clarke) - великий джазовый барабанщик. Он был главным новатором стиля би-боп в игре на барабанах. Будучи барабанщиком в домашней группе в Playhouse Minton в начале 1940-х годов, он участвовал в джем-сешнах, которые привели к рождению Be-Bop, что, в свою очередь, привело к современному джазу. Во время жизни в Нью-Йорке Кларк играл с основными новаторами зарождающегося стиля бибоп, среди которых Чарли Паркер (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Телониус Монк (Thelonious Monk), Кёрли Рассел (Curly Russell) и другие, а также музыканты предыдущего поколения, в том числе Сидни Беше (Sidney Bechet). Кенни провел последние годы своей жизни в Париже.
Биография
Кеннет Спирмен Кларк (Kenneth Spearman Clarke) по прозвищу "Klook", а позже известный как Лиакат Али Салаам (Liaqat Ali Salaam), родился 9 января 1914 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания в семье Чарльза Спирмана и Марты Грейс Скотт. Будучи выходцем из музыкальной семьи, он изучал несколько инструментов, в том числе вибрации и тромбон, а также теорию музыки и композицию. Марта умела играть на пианино и учила маленького Кенни играть на нем. Когда Кларку было 6 лет, его мать умерла и отец оставил семью. Кенни и его старшего брата Чака определили в приют «Coleman Industrial Home for abandoned children».
Будучи подростком, Кларк играл в группах Лероя Брэдли (Leroy Bradley) и Джорджа Хорнсби (George Hornsby); позже в коллектив Хорнсби вошли трубач Рой Элдридж (Roy Eldridge) и его брат Джо на саксофоне и скрипке, которые также были жителями Питтсбурга, и коллектив получил название Eldridge Brothers’ Rhythm Team. В 1933 году Кларк уехал в тур по Западной Вирджинии с Брэдли и тогда же много выступал в «Cotton Club» в Цинциннати. Там он мог наблюдать за выступлениями коллективов Дюка Эллингтона, Джимми Лансфорда и Кэба Кэллоуэя.
В 1934 года, будучи в Цинциннати, Кларк стал членом коллектива Энди Кирка (Andy Kirk). Коллектив вскоре распался из-за недостатка работы и Кларк остался без средств, как и пианистка Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams). Впечатленная игрой Кларка, она посоветовала ему пройти прослушивание в коллектив Джетера-Пилларса (Jeter-Pillars) в Сент-Луисе. Уилльямс и барабанщик Бен Тигпен (Ben Thigpen) помогли Кенни добраться до Сент-Луиса, где он получил работу, а сами поехали в Канзас-сити.
Он гастролировал по всему Среднему Западу на протяжении нескольких лет с группой Джетера-Пиларса, в которой также играли басист Джимми Блэнтон (Jimmy Blanton) и гитарист Чарли Кристиан (Charlie Christian).
Коллектив Джетера-Пилларса был одним из пионеров свинга на Среднем Западе в 30-е годы. Выступления проходили в известном Plantation Club, а управляли коллективом Джимми Джетер (Jimmy Jeter) (альт-саксофон) и Чарльз Пилларс (Charles Pillars) (тенор-саксофон). Иногда вместо Кларка в коллективе играли также Сид Кэтлетт (Sid Catlett) и Джо Джонс (Jo Jones).
Взлёт
После нескольких месяцев выступления Кларка утомил репертуар коллектива и он уехал в Цинциннати. Однажды в Цинциннати оказался проездом широко известный Бен Уэбстер (Ben Webster), который уговорил Кенни поехать в Нью-Йорк. В 1937 году Кларк вместе в пианистом Кэллом Коббсом (Call Cobbs) переехал в Нью-Йорк и позже к ним присоединился младший брат Кларка, Фрэнк, который был басистом, играющим в стиле Блантона. Втроем они выступали в Гарлеме, но трио распалось, когда Коббс получил должность ассистента Арта Тейтума (Art Tatum). Братья Кларк остались вдвоем и в итоге присоединились к коллективу тенор-саксофониста Лонни Симмонса (Lonnie Simmons), который выступал в Black Cat в Гринвич-Вилладж. Также в коллективе играли трубач Бобби Мур (Bobby Moore), пианист Фэтс Эткинс (Fats Atkins), гитарист Фредди Грин (Freddie Green). Кларк играл в коллективе как на ударных, так и на вибрафоне.
И хотя коллектив Симмонса был не столь популярным, к нему приглядывались многие знаменитые музыканты: Лестер Янг (Lester Young), Бенни Гудман (Benny Goodman), Гарри Джеймс (Harry James), Уилльям «Каунт» Бэйси (William «Count» Basie), Тедди Уиллсон (Teddy Wilson) и также продюсер Джон Хаммонд (John Hammond). Кларк позже отмечал, что коллектив повлиял на звучание знаменитой «All-American Rhythm Section» Каунта Бэйси, так как Фредди Грин присоединился к нему в том же году.
Кларк также покинул Симмонса, чтобы выступать с биг-бендом Эдгара Хейеса (Edgar Hayes), играя опять и на ударных, и на вибрафоне. Свою первую запись Кенни Кларк сделал в составе биг-бенда. Среди прочих номеров был записан «In The Mood», который позже стал большим хитом коллектива Глена Миллера (Glen Miller). В тоже время Кенни выпустил под своим именем запись в составе квинтета.
Тенор-саксофонист Бадд Джонсон (Budd Johnson) так вспоминает о битве бэндов в Дайтоне, штат Огайо: «Меня буквально снесло со сцены, когда начал играть оркестр Хейеса. Я помню, что Кларк тогда поразил меня необычными акцентами на бас-барабане». Сам Кларк говорит, что его идеи ритмических рисунков начали формироваться именно во времена, когда он гастролировал с оркестром Хейеса.
История прозвища и изобретение стиля
Во время работы в группах Хэйеса и Элдриджа Кенни Кларк начал экспериментировать с изменением размера с сочетанием малого барабана или хай-хэта и бас-барабана, с украшением квартами на райде, фирменные "динь-динь-да-динь ", изобретение которого часто приписывают Кларку. Этот новый подход включал бомбы, или синкопированный акцент на бас-барабан, разработанный Джо Джонсом (Jo Jones), а дальше освободившейся левой рукой играть более синкопированный ритм. Под Роя Элдриджа, который поощрял это новый подход к такту, Кларк написал серию упражнений для себя, чтобы развивать независимость бас-барабана и малого барабана, сохраняя при этом ритм на райде. За один из этих отрывков, где сочетается удар по ободу малого барабана со следующим непосредственно акцентом бас-барабана, Кларк заработал свое прозвище "Klook", которое была сокращением от "Klook-СС", в подражание производимому звуку. Это прозвище было закреплено в "Oop Bop Sh'Bam", записанном Диззи Гиллеспи в 1946 году с Кларком на барабанах, где скэт лирика с бибоп идет "oop bop sh'bam a klook a mop".
Сам Кларк утверждал, что эти стилистические элементы уже были, когда он собрал знаменитую группу в Playhouse Minton, в которой были Монк, Паркер, Гиллеспи, Рассел, саксофонист Дон Байяс (Don Byas) и многие другие. Группа в то время действовала в качестве инкубатора новых небольших группа. Сочетание импровизированных акцентов на малом барабане и бас-барабане и звучный звон райда произвели революцию звука и динамики джазовых комбо.
Как отметил продюсер Росс Рассел о роли райда: "Вибрация тарелки, однажды приведенная в движение, сохраняется в течение всего номера, производя мерцающую текстуру звука, который поддерживает, агитирует, и вдохновляет лайнменов. Это тональня ткань джаза бибоп".
Новации Кларк заложили основу для развития би-боп комбо, которые полагались на импровизированный обмен между барабанщиком и солиста, чтобы продвинуть музыку вперед. За это "каждый барабанщик, - как однажды сказал Эд Тигпен (Ed Thigpen), - обязан отдать ему долг благодарности".
От Хилла до Армстронга
После завершения гастрольного тура, оркестр Хейеса вернулся в США и трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) пригласили на работу в коллектив нью-йоркского Apollo Theater. Гиллеспи отмечал ровную игру и новаторские идеи Кларка и, после того, как пианист Тедди Хилл (Teddy Hill) побывал на выступлении Кенни с Клодом Хопкинсом (Claude Hopkins). Гиллеспи уговорил Хилла нанять барабанщика. Хилл дал Кларку полную свободу в реализации его новаторских ритмических идей, что позволило технике Кларка предстать во всей красе.
Кларк играл с коллективом Тедди Хилла на нью-йоркской «World’s Fair» в 1939 году, где их оппонентами был оркестр Чика Уэбба (Chick Webb). Уэбб вдохновил Кларка на дальнейшее развитие его ритмических идей. Однако не все были благожелательно настроены на эксперименты Кларка и однажды тромбонист Генри Вуд (Henry Woode) попросил уволить Кенни, потому что тот зашел слишком далеко в развитии ритма.
После смерти Уэбба 16 июня 1939 года, Кларк ненадолго стал барабанщиком его коллектива, который продолжал деятельность под руководством Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) до своего распада в 1942 году.
После этого Кларк эпизодически играл во многих коллективах в окрестностях Нью-Йорка и часто подменял Джо Джонса в оркестре Бейси, пока однажды Сид Кэтлетт не посоветовал ему занять место барабанщика в оркестре Армстронга, которое сам Кэтлетт покидал для работы с Бенни Гудманом. «Большой Сид» объяснил Кларку, как следует играть в стиле Армстронга. Услышав игру Кларка, знаменитый трубач был удивлен не столько модернизмом барабанщика, сколько его отличным пониманием музыки.
Армстронг сразу проникся симпатией к Кларку и дал ему прозвище «Little Gizzard». Однако менеджеру Армстронга, Джо Глейзеру (Joe Glaser) нужен был более профессиональный барабанщик, поэтому он уволил Кларка во время тура и нанял О’Нила Спенсера (O’Neil Spencer). Во время прощания Армстронг со слезами на глазах вручил Кенни подписанную свою фотографию, которую тот хранил потом как большую ценность.
Playhouse Minton
1940 году Тедди Хилл стал менеджером в гарлемском ночном клубе «Minton’s», куда музыканты приходили поиграть джем-сессии и отработать все то, что осуждал Союз Музыкантов (Musicians’ Union). Хилл нанял Кларка руководить местным бэндом и снова дал полную свободу в развитии своего собственного уникального стиля. «Играй все свои Reebopping, Boom Bombs (акценты в бас-барабан), – сказал ему Хилл. – Здесь ты можешь играть все, что хочешь».
Коллектив Кенни в «Minton’s» включал басиста Ника Фентона (Nick Fenton), пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk), трубачей Диззи Гиллеспи и Джо Гая (Joe Guy) и гитариста Чарли Кристиана (Charlie Christian) как неофициального члена. Вместе они экспериментировали и заложили основы стиля, который в дальнейшем будет называться «бибоп», хотя сам Кларк это название не любил. Сами музыканты называли себя «модернистами», а термин «бибоп» появился только после Второй Мировой войны.
Сид Кэтлетт был одним из многих звезд эпохи свинга, кто отметил труд музыкантов из «Minton’s». «Этот котик очень современен, только послушайте сами», – сказал он, когда услышал игру Кларка. Это одобрение вдохновило молодого барабанщика на продолжение своих экспериментов и вскоре каждый нью-йоркский барабанщик приходил в клуб, чтобы лично услышать игру Кенни Кларка. Среди посетителей-барабанщиков были Арт Блейки (Art Blakey), Макс Роуч (Max Roach), Дон Ламонд (Don Lamond), Тини Кан (Tiny Kahn) и Дейви Таф (Davey Tough).
В мае 1941 года в «Minton’s» была сделана нелегальная запись «Stomping at the Savoy» и мы можем, прослушав, понять причины восхищения этими музыкантами. В отличие от позднего бибопа, в данном случае музыканты все еще сильно связаны танцевальными ритмами. И дело не только в игре Кларка, но и в том, как Кристиан играет ритм в стиле Фредди Грина во время соло Джо Гая.
Технику Кларка на этом этапе можно было описать как более интенсивную версию свинговых ритмов Джо Джонса. Кларк был всего на три года младше Джонса и записывался с Бейси в том же месяце, когда была сделана запись в «Minton’s». Связь между ними двумя можно заметить, если обратить внимание, что Кларк делает много акцентов левой рукой, играя на хай-хете во время соло пианино. Он переходит на райд во время соло Кристиана и делает много акцентов в бас-барабан. Его акценты в основном приходились на конец фразы солирующего инструмента.
Вы можете услышать как Кларк не только «подталкивает» ритм-секцию «бомбами», но и также внимательно слушает, аккомпанируя солисту. В этот период Кларк больше акцентировал на малом, чем на бас-барабане. Когда не нужно было играть «бомбы», на бас-барабане игрались обычные четыре доли такта. Кларк никогда не прекращал играть четыре доли на бас-барабане, как многие полагали, просто со временем он минимизировал эти моменты.
Прощай Minton’s, здравствуй армия!
Со временем молодые модернисты перебрались из «Minton’s» на 52-у улицу, где Кларк играл там с Бенни Картером (Benny Carter). Также Кларк выступал и в Kelly’s Stables с коллективом Kenny Clarke’s Kansas City Six, куда входили Телониус Монк и Айк Квебек (Ike Quebec). Первой их композицией была «Mop Mop», получившая название за счет еще одного фирменного элемента техники Кларка. Позже к ним присоединился тенор-саксофонист Коулман Хокинс (Coleman Hawkins).
В 1943 году Кларка призвали в армию. Из-за этого он не смог участвовать в ранней записи «Bebop», сделанной Хокинсом, Паркером (Charlie Parker) и Гиллеспи, включая их интерпретацию сочиненной Кларком композиции «Salt Peanuts», которая стала визитной карточкой Гиллеспи. Диззи также просил своих барабанщиков играть в манере Кларка. В 1944 году Кларк женился на певице Кармен МакРэй (Carmen McRae) в то время, когда она посетила базу в Аламбаме, где служил Кенни. Их брак продлился до 1956 года.
Как многие джазмены, Кларк не очень любил армейскую жизнь и однажды ушел в самоволку на три месяца, во время которых успел выступить с Диной Вашингтон (Dinah Washington) и Кути Уильямсом (Cootie Williams). Также в армии он встретил Джеки Байарда (Jaki Byard), Джеймса Муди (James Moody), Джо Гейлса (Joe Gayles) и Джона Льюиса (John Lewis).
Разочарование и возрождение
Демобилизовавшись в 1946 году, Кларк оказался разочарован музыкальной сценой. Он принял ислам и взял имя Лиакват Али Салаам (Liaquat Ali Salaam). Только немногие знали, что Кларк стал мусульманином. Гиллеспи предложил ему присоединтся к своему биг-бэнду. Этот коллектив познакомил многих с бибопом. Их репертуар включал композиции Тэдда Демерона (Tadd Dameron).
Кларк покинул коллектив в том же 1946 году и был заменен своим питтсбургским товарищем Джо Харрисом (Joe Harris). Он иногда выступал с коллективом Деймерона и многими другими. В 1947 году Кларк снова присоединился к биг-бенду Гиллеспи для записи на фирме «RCA Victor». Здесь, вместе с Кларком, в номерах типа «Manteca» на конгах играет кубинец Чано Позо (Chano Pozo). Затем коллектив уехал в тур по Европе в январе 1948 года и Кенни решил остаться: он дал несколько уроков в Париже и сделал записи на фирме «Barclay».
В Нью-Йорк Кларк вернулся летом 1948 года и с этого времени он стал невероятно востребован, вплоть до 1956 года, когда опять уехал в Париж. Кенни сделал более сотни записей за этот период, включающих работу с Майлсом Дэвисом (Miles Davis), Телониусом Монком. Композиции «Venus De Milo» и «Rouge» с альбома Дэвиса Birth of the Cool были отмечены Кларком как лучшие во всей его карьере.
Улучшенные технологии записи музыки того времени позволяют нам оценить уже сложившуюся технику игры Кларка. Он обладал одним из лучших звучаний тарелок в джазе и по разным причинам он был старомодным модернистом: его ритмы никогда не обладали раздражающим звучанием, он всегда играл так, чтобы другим музыкантом было с ним комфортно. Его соло в основном были на малом барабане и на многие записи он просто не приносил томы.
В апреле 1954 года Майлс Дэвис записал «Walkin’», где мы можем слышать пример безупречной игры ритмической сетки по тарелке. Кларк мог вести весь оркестр всего лишь играя по одному райду. Расслабленное свингование создавало большие возможности для солирующих инструментов и интенсивность исполнения повышалась как только Кларк переходил с хай-хета на райд.
Modern Jazz Quartet и переезд в Париж
Играя в Minton, в Кларк сделал много записей, в первую очередь, как домашний барабанщик Savoy Records. Когда музыканты из группы клуба Minton разошлись в различные проекты, Кенни Кларк начал работать с юным пианистом Джоном Льюисом (John Lewis) и вибрафонистом Милтом Джексоном (Milt Jackson). Добавив басиста Рэя Брауна (Ray Brown), они сформировали Modern Jazz Quartet (Современный джаз-квартет) или MJQ.
Группа впервые показала то, что позже назовут чембер-джаз (chamber jazz) или третий поток (third stream), ссылаясь на включение классической и барокко эстетики в качестве альтернативы хард-бопу, возникшему в середине 1950-х. Кларк оставался с MJQ до 1955 года, когда начал подумывать о переезде в Париж, куда в конце концов подался в 1956-м. Кларк гастролировал по Европе много раз, пройдя весь путь назад к службы в армии в середине 1940-х годов. Он получал более высокую заработную плату во Франции и говорил: «Почему бы не остаться здесь?" Айра Гитлер (Ira Gitler) цитирует его слова: "Я заработал на хорошую жизни, очень хорошую жизнь». Возможно также, что, как и многие афро-американские иностранные музыканты и писатели, Кларк получал лучшую социальную помощь, чем в США. Как только он переехал в Париж, он регулярно работал с приезжающими на гастроли американскими музыкантами, в том числе Майлзом Дэвисом (Miles Davis) в легендарном классическом фильме Ascenseur pour l'échafaud (Лифт на эшафот) режиссера Луи Маля. Кларк также сформировал рабочее трио, известное как The Three Bosses, с пианистом Бадом Пауэллом (Bud Powell), также жившем в Париже и басистом Пьер Мишело (Pierre Michelot),тоже игравшем на саундтреке Дэвиса. В 1963 году The Three Bosses записали классический альбом Our Man in Paris с великим тенор-саксофонистом Декстером Гордоном (Dexter Gordon).
В 1961-м совместно с бельгийским пианистом Фрэнси Боландом (Francy Boland) Кларк организовал биг-бэнд. При финансовой поддержке антрепренера Жижи Кампи (Gigi Campi), в биг-бэнд были скоро наняты лучшие европейские музыканты и сам коллектив стал первым европейским джазовым биг-бэндом, который мог соперничать с американскими. По иронии судьбы, одним из членов коллектива стал басист Джимми Вуд (Jimmy Woode), племянник тромбониста, который желал увольнения Кларка за слишком современное звучание.
В 1967 году Кенни открыл «Kenny Clarke Drum School», где он обучал как новичков, так и уже сформировавшихся барабанщиков, таких как Артур Тейлор (Arthur Taylor).
Кларк поселился на окраине Парижа в районе Montreuil-sous-Bois и женился на датчанке Дейзи Уолбах (Daisy Wallbach). У пары родился сын Лоран в 1964 году. Также у него был еще один сын – Кенни Кларк-младший (Kenny Clark Jr.) (Лиакват Али Салаам-младший (Liaquat Ali Salaam Jr.)), который родился в 1950 году от певицы Энни Росс (Annie Ross).
Кенни Кларк умер от второго сердечного приступа у себя дома 26 января 1985 года.
В 1988 году он был введен в Зал славы Down Beat Jazz Hall of Fame.
Final clip from a Film "Faces" feat.Clarke/Boland Big Band, from Zurich 1970
Drums Kenny Clarke
Дискография
As leader or co-leader
Special Kenny Clarke 1938–1959 (Jazz Muse) with Benny Bailey, Clark Terry, Hubert Fol, Lcky Thompson, Tommy Scott, Art Simmons, Jimmy Gourley, Pierre Michelot
Telefunken Blues (Savoy, 1955) with Henry Coker, Frank Morgan, Frank Wess, Milt Jackson, Percy Heath
Bohemia After Dark (Savoy, 1955) with Cannonball & Nat Adderley, Jerome Richardson, Hank Jones, Horace Silver, Paul Chambers
Jazzmen of Detroit (Savoy, 1956) with Pepper Adams, Kenny Burrell, Tommy Flanagan, Paul Chambers
Plays André Hodeir (Philips, 1956) with Roger Guérin, Billy Byers, Pat Peck, Hubert Rostaing, Martial Solal, René Urtreger, P. Michelot
The Golden 8 (Blue Note, 1961) with Dusko Gojkovic, Raymond Droz, Christian Kellens, Derek Humble, Karl Drevo, Francy Boland, Jimmy Woode
Americans in Europe Vol. 1 (Impulse!, 1963)
Pieces of Time (Soul Note, 1983) Andrew Cyrille, Don Moye and Milford Graves
Kenny Clarke / Francy Boland Big Band (1962-1971)
As sideman
With Gene Ammons
Gene Ammons and Friends at Montreux (Prestige, 1973)
With Kenny Burrell
Jazzmen of Detroit with Kenny Burrell, Tommy Flanagan, Pepper Adams, Paul Chambers (1956; Savoy Records)
Introducing Kenny Burrell (Blue Note, 1956)
With Donald Byrd
Byrd's Word (Savoy, 1955)
With Eddie "Lockjaw" Davis and Johnny Griffin
Tough Tenors Again 'n' Again (MPS, 1970)
With Art Farmer
When Farmer Met Gryce (Prestige, 1954) - with Gigi Gryce
With Dizzy Gillespie
The Giant (America, 1973)
The Source (America, 1973)
With Johnny Griffin
Night Lady (Philips, 1964)
With Milt Jackson
Roll 'Em Bags (Savoy, 1949–56)
Meet Milt Jackson (Savoy, 1954–56)
Opus de Jazz (Savoy, 1955)
Ballads & Blues (Atlantic, 1956)
The Jazz Skyline (Savoy, 1956)
With Charles Mingus
Jazz Composers Workshop (Savoy, 1954–55)
With Thelonious Monk
Thelonious Monk Plays the Music of Duke Ellington with Thelonious Monk, Oscar Pettiford (1955; Riverside).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.